К сожалению, есть вузы, где на консультациях абитуриент получает мало необходимой ему информации. Абитуриенту гораздо легче избежать кризисной ситуации, чем попытаться разрешить ее с положительным результатом для себя.
Многие проблемы абитуриента возникают: от незнания многих особенностей поведения в вузе; от пренебрежительного отношения к деталям экзаменов и самого процесса - поступления в вуз.
Рассмотрим стандартные ситуации, в которых оказываются абитуриенты практически из года в год.
Как вести себя в том или другом случае (иногда в очень простой ситуации). К кому обратиться по тому или другому вопросу.
Ситуация 1.
Комиссия не принимает документы абитуриента.
Абитуриент выжидает оглашения первых результатов подачи документов - «Сколько человек претендует на 1 место», а затем выбирает специальность (или вуз) - где конкурс ниже. Подает документы в приемную комиссию и если, в его документах находят неточности (это бывает довольно часто!), то их возвращают абитуриенту для устранения выявленных недостатков. Обычно на это уходит 5-10 дней. Прием документов к этому времени уже завершен, а абитуриент не успел их снова предоставить в вуз (к указанному сроку).
Выход - сдавать документы в вуз как можно раньше, как минимум дней за 10-12 до окончания срока приема документов.
Ситуация 2.
Абитуриента не допускают к экзамену:
при опоздании на экзамен (обычно это те, кто ежедневно опаздывал и на занятия в школе - подводит плохая привычка);
прибывших на экзамен без документов (паспорт, экзаменационный лист).
Выход - попытаться «спасти ситуацию», обратиться в Приемную комиссию вуза.
Ситуация 3.
Абитуриенту на экзамене задают вопрос не по программе:
а) чаще это случается без злого умысла экзаменатора (он забыл уже эту программу, а посмотреть в лежащую перед ним на столе просто лень - он тоже человек, как и все);
б) реже, но и такое бывает, абитуриенту задают вопрос не по программе (что запрещено!), чтобы:
определить, хорошо ли абитуриент знает вопросы школьной программы;
вывести абитуриента из равновесия, заставить поволноваться, а затем «легко свалить» его простым вопросом.
Абитуриент, который разволновался, как правило, уже не может:
быстро успокоиться и сосредоточиться;
правильно ответить и на простой вопрос (даже если знает ответ).
Эти приемы недобросовестных экзаменаторов известны со времен СССР.
Выход: Абитуриент должен:
1 - пользоваться полными программами для подготовки к экзаменам, а не сокращенными, которые печатают случайные издания, не занимающиеся профессионально вопросами абитуриентов и которые издают подобные материалы от случая к случаю, не вникая в детали вступительных экзаменов.
Иногда вуз дополняет программы несколькими вопросами (вплоть до 1 июля).
Поэтому:
а) необходимо уточнить программу выбранного Вами вуза в приемной комиссии 2-3 июля и при этом не забыть выяснить:
когда программа издана (текущий год!);
четко ли отпечатаны все вопросы;
что изменилось в программе - обязательно сравнить ее с той программой, по которой Вы готовились к экзамену (чтобы при необходимости внести коррективы в подготовку к экзамену).
б) на консультации (перед экзаменом) показав преподавателю вуза программу спросить: «Какие вопросы экзамена не включены в эту программу?». Если таковы вопросы нашлись, то их дописывают на полях программы и после консультации обращаются к председателю приемной комиссии для разъяснения им сложившейся ситуации. Приемная комиссия в таких случаях заверяет программы с исправлениями, внесенными на консультации.
2 - четко знать всю программу экзамена (лучше наизусть), особенно устного экзамена (что позволит абитуриенту в такой ситуации сохранить спокойствие, самообладание и не потерять чувство «душевного равновесия» для дальнейших дискуссий с экзаменаторами, - что очень важно, иногда решает судьбу всего «предприятия");
3 - обратиться к экзаменатору с просьбой, показать данный вопрос в программе экзамена, так как Вы уверены, что он не входит в школьную программу (абитуриент должен знать предмет только в объеме средней школы - программа вступительного экзамена).
Ситуация 4.
Абитуриент заявляет: «Я этого не писал (на экзаменационном бланке)».
Такое часто можно услышать от абитуриентов (после сдачи работы экзаменатору кто-то отредактировал, исправил ее в худшую сторону). Абитуриенты утверждают:
в этом месте у меня была запятая, а не точка с запятой;
ставил точку, а кто ее исправил на запятую;
точно помню - поставил цифру «3», а оказалась «8».
Существуют десятки подобных вариантов (на письменных экзаменах, когда работу абитуриента проверяют уже без его присутствия).
Абитуриент - считает, что его работу затем (без него) кто-то «отредактировал».
Экзаменаторы - всегда утверждают, что этого в их вузе «не может быть!».
Но «нет дыма без огня». Посмотрите подшивки газет в библиотеках. О чем пишут каждую осень после вступительных экзаменов? В подобной ситуации абитуриенту можно доказать свою правоту, но очень сложно.
Выход - на экзамен идите с двумя одинаковыми и обязательно дорогими авторучками (цвет чернил - черный или синий, - те цвета которые разрешены):
откажет одна авторучка и Вы допишите ответ (своей) запасной авторучкой;
никто не откорректирует Вашу работу в худшую сторону (ни один вуз не располагает таким огромным набором дорогих авторучек, которые есть сегодня в продаже).
Но, сдавая документы в Приемную комиссию, сразу выясните у технического секретаря - «На экзаменах я буду писать своей авторучкой или авторучкой которую предоставит вуз». А затем делайте выводы…
Апелляционная комиссия
Принимает апелляцию (только от Вас лично) о том, что экзаменаторы несправедливо занизили Вам оценку. Подавать за Вас апелляцию никто не имеет права, поэтому необходимо задолго до экзамена разобраться с этих вопросом, чтобы спокойно отстоять свои права (если возникнет такая необходимость).
80% тех, кто обратился в апелляционную комиссию, выходят оттуда с более высокой оценкой (в основном те, кто еще до экзамена научился правильно делать полные записи ответов на вопросы билетов, как показано в наших справочниках).
Апелляционная комиссия:
рассматривает только то, что было написано Вами на экзамене;
не рассматривает то, что было сказано Вами экзаменатору - вот в чем тонкость этого дела.
Многие проблемы абитуриента возникают: от незнания многих особенностей поведения в вузе; от пренебрежительного отношения к деталям экзаменов и самого процесса - поступления в вуз.
Рассмотрим стандартные ситуации, в которых оказываются абитуриенты практически из года в год.
Как вести себя в том или другом случае (иногда в очень простой ситуации). К кому обратиться по тому или другому вопросу.
Ситуация 1.
Комиссия не принимает документы абитуриента.
Абитуриент выжидает оглашения первых результатов подачи документов - «Сколько человек претендует на 1 место», а затем выбирает специальность (или вуз) - где конкурс ниже. Подает документы в приемную комиссию и если, в его документах находят неточности (это бывает довольно часто!), то их возвращают абитуриенту для устранения выявленных недостатков. Обычно на это уходит 5-10 дней. Прием документов к этому времени уже завершен, а абитуриент не успел их снова предоставить в вуз (к указанному сроку).
Выход - сдавать документы в вуз как можно раньше, как минимум дней за 10-12 до окончания срока приема документов.
Ситуация 2.
Абитуриента не допускают к экзамену:
при опоздании на экзамен (обычно это те, кто ежедневно опаздывал и на занятия в школе - подводит плохая привычка);
прибывших на экзамен без документов (паспорт, экзаменационный лист).
Выход - попытаться «спасти ситуацию», обратиться в Приемную комиссию вуза.
Ситуация 3.
Абитуриенту на экзамене задают вопрос не по программе:
а) чаще это случается без злого умысла экзаменатора (он забыл уже эту программу, а посмотреть в лежащую перед ним на столе просто лень - он тоже человек, как и все);
б) реже, но и такое бывает, абитуриенту задают вопрос не по программе (что запрещено!), чтобы:
определить, хорошо ли абитуриент знает вопросы школьной программы;
вывести абитуриента из равновесия, заставить поволноваться, а затем «легко свалить» его простым вопросом.
Абитуриент, который разволновался, как правило, уже не может:
быстро успокоиться и сосредоточиться;
правильно ответить и на простой вопрос (даже если знает ответ).
Эти приемы недобросовестных экзаменаторов известны со времен СССР.
Выход: Абитуриент должен:
1 - пользоваться полными программами для подготовки к экзаменам, а не сокращенными, которые печатают случайные издания, не занимающиеся профессионально вопросами абитуриентов и которые издают подобные материалы от случая к случаю, не вникая в детали вступительных экзаменов.
Иногда вуз дополняет программы несколькими вопросами (вплоть до 1 июля).
Поэтому:
а) необходимо уточнить программу выбранного Вами вуза в приемной комиссии 2-3 июля и при этом не забыть выяснить:
когда программа издана (текущий год!);
четко ли отпечатаны все вопросы;
что изменилось в программе - обязательно сравнить ее с той программой, по которой Вы готовились к экзамену (чтобы при необходимости внести коррективы в подготовку к экзамену).
б) на консультации (перед экзаменом) показав преподавателю вуза программу спросить: «Какие вопросы экзамена не включены в эту программу?». Если таковы вопросы нашлись, то их дописывают на полях программы и после консультации обращаются к председателю приемной комиссии для разъяснения им сложившейся ситуации. Приемная комиссия в таких случаях заверяет программы с исправлениями, внесенными на консультации.
2 - четко знать всю программу экзамена (лучше наизусть), особенно устного экзамена (что позволит абитуриенту в такой ситуации сохранить спокойствие, самообладание и не потерять чувство «душевного равновесия» для дальнейших дискуссий с экзаменаторами, - что очень важно, иногда решает судьбу всего «предприятия");
3 - обратиться к экзаменатору с просьбой, показать данный вопрос в программе экзамена, так как Вы уверены, что он не входит в школьную программу (абитуриент должен знать предмет только в объеме средней школы - программа вступительного экзамена).
Ситуация 4.
Абитуриент заявляет: «Я этого не писал (на экзаменационном бланке)».
Такое часто можно услышать от абитуриентов (после сдачи работы экзаменатору кто-то отредактировал, исправил ее в худшую сторону). Абитуриенты утверждают:
в этом месте у меня была запятая, а не точка с запятой;
ставил точку, а кто ее исправил на запятую;
точно помню - поставил цифру «3», а оказалась «8».
Существуют десятки подобных вариантов (на письменных экзаменах, когда работу абитуриента проверяют уже без его присутствия).
Абитуриент - считает, что его работу затем (без него) кто-то «отредактировал».
Экзаменаторы - всегда утверждают, что этого в их вузе «не может быть!».
Но «нет дыма без огня». Посмотрите подшивки газет в библиотеках. О чем пишут каждую осень после вступительных экзаменов? В подобной ситуации абитуриенту можно доказать свою правоту, но очень сложно.
Выход - на экзамен идите с двумя одинаковыми и обязательно дорогими авторучками (цвет чернил - черный или синий, - те цвета которые разрешены):
откажет одна авторучка и Вы допишите ответ (своей) запасной авторучкой;
никто не откорректирует Вашу работу в худшую сторону (ни один вуз не располагает таким огромным набором дорогих авторучек, которые есть сегодня в продаже).
Но, сдавая документы в Приемную комиссию, сразу выясните у технического секретаря - «На экзаменах я буду писать своей авторучкой или авторучкой которую предоставит вуз». А затем делайте выводы…
Апелляционная комиссия
Принимает апелляцию (только от Вас лично) о том, что экзаменаторы несправедливо занизили Вам оценку. Подавать за Вас апелляцию никто не имеет права, поэтому необходимо задолго до экзамена разобраться с этих вопросом, чтобы спокойно отстоять свои права (если возникнет такая необходимость).
80% тех, кто обратился в апелляционную комиссию, выходят оттуда с более высокой оценкой (в основном те, кто еще до экзамена научился правильно делать полные записи ответов на вопросы билетов, как показано в наших справочниках).
Апелляционная комиссия:
рассматривает только то, что было написано Вами на экзамене;
не рассматривает то, что было сказано Вами экзаменатору - вот в чем тонкость этого дела.