800 СОВРЕМЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ
для 5-11 классов
для 5-11 классов
5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Как Журавль и Цапля в гости ходили
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, расска¬зывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: "Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок".
Вчера я прочитала русскую народную сказку "Журавль и Цапля" и подумала, как важно быть добрым, не высокомер¬ным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитан¬ной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. "Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо лета¬ешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговя¬зый!" - заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля поду¬мала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согла¬ситься с его предложением. Она отправилась к нему ми¬риться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: "Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!" Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, оби¬женная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом челове¬ке. И единственное, что требуется от него, — измениться са¬мому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"
Басня является одним из наиболее древних литератур¬ных жанров. Героями басни могут быть я животные, и расте¬ния, и неодушевленные предметы, и люди. Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. Его про¬изведения, по мнению Н. В. Гоголя, — "подлинная книга народной мудрости". В своих баснях Крылов высмеивает че¬ловеческие пороки и недостатки.
Так, в баснях "Квартет", "Лебедь, Рак и Щука" великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие эле¬ментарных умений, профессионализма и согласия, без кото¬рых хороший результат невозможен.
К чему это может привести, прекрасно показано в басне "Квартет". Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты "и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет". "Музыканты" принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались "чинно в ряд", но это не дало жела¬емого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся ар¬тисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней... А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".
В общем деле нужны не только профессионализм и уме¬ние, очень важно иметь согласие.
Отсутствие согласия может привести к весьма плачевно¬му результату, описанному И. А. Крыловым в басне "Ле¬бедь, Рак и Щука". Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.
Познакомившись с маленькими смешными историями бас¬нописца, мы поняли, что для решения дела мало только жела¬ния собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН, ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
Волшебница-зима
(По стихотворениям А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф, И. Тютчева "Чародейкою Зимою...")
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Про¬зрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрусталь¬ные узоры на окнах, скрип саней.
Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих по¬этов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк по¬священо этому времени года!
Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою..." - тоже о ней. Читая их, мы по-нрвому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе постов.
У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холод¬ным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется по¬эту "скучной". "Глушь и снег... Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне". Даже веселый колокольчик трой¬ки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика.
В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскли¬во и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу челове¬ком возле горящего камина.
Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою..." Ф. И. Тютчев. Здесь зима - добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солн¬це касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой".
Величественная, волшебная и необыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ
Белый гусь
(По рассказу Е. И. Носова)
Рассказ Е. Носова "Белый гусь" мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу.
Главный герой рассказа - Белый гусь. Он был очень красивый: "Тугие перья одно к другому так ладно пригна¬ны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада". Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: "Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разгова¬ривал с прочими деревенскими гусями". Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботли¬вого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга.
Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно по¬лил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятать¬ся в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелох¬нувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь по¬гиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким.
Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.